Занятие 6. Природа зла. Образ и подобие

*  Вопросы, рассматриваемые на занятии 

  1. Зло. Не существует абсолютного зла. Вера в то, что все исходит из одного источника – камень преткновения для подавляющего большинства народов. Они создают хороших и плохих идолов. Йосеф объясняет фараону, что все исходит из одного источника.
  2. Истина и ложь. «Что есть истина?». Сократ сказал, что «я знаю, что не знаю». Добро и зло. Есть ли объективная оценка?
  3. Мир сотворен для человека или нет? Бен Зома и Бен Азай – их мнения. Гилель и Шамай спорили, удобно ли человеку, что он сотворен? О чем их спор.

  1. Образ и подобие. Эти понятия относятся к духовной области, к тем способностям, которыми наделен человек. Но что это? Мысль, чувство, действие? Если мысль – что постигать, если чувство – что ощущать? Если действие – что делать.

*  Дополнительные материалы  (для просмотра и скачивания необходимо предварительно авторизоваться или зарегистрироваться)

Login to access file manager. Click To Login

*  Запись занятия 

*  Расширенный конспект предыдущих занятий 

Для того, чтобы ответить на вопросы, приведенные ниже, необходимо познакомиться с расширенным конспектом предыдущего занятия.

Конспект 

1) Образ. Способность постигать Того, у кого нет образа и подобие. Постигать Его желание. Желание добра и блага. Это сила постижения от противного: мир рассказывает мне о недостатках, которые следует преодолеть. И это первая заповедь: «Плодитесь и размножайтесь, и овладейте ею (землей, материей)». Не окажитесь в ее власти.

Не будь как верблюд, как осел, как лев. Как огонь, когда он разрушителен, и вода, которая стирает все, когда ее много. Ищи во всем правильные пропорции – огня и воды, тепла и холода. Ищи гармонию.

2) Подобие. Сила, заложенная в человеке, которую называют «сила воображения». В самом деле, для того, чтобы увидеть подобие между большим и малым треугольником, необходимо включить воображение. Для того, чтобы увидеть подобие между одиноким человеком и птицей пустыни, нужна сила воображения. Желание найти общее, стремление к обобщению.

3) Математик Пойа в своей книге «Обобщение» заявил: «Способность обобщать отличает человека от животного». Животное каждый раз учится заново (не будем уточнять, примерно).

4) Мы не успели разобрать это понятие. Подобие… Много пользуются этим термином. И Рамбам, и рав Кук, но не разъясняют его точно. Мы, конечно, вернемся к нему, но пока – предварительно. Подобие – сила, дающая возможность обобщить… И не только – сделать рывок, выйти, хотя бы в воображении, за рамки действительного и возможного. Как-то так: то, к чему я стремлюсь, этого нет в материальном мире. Я должен включить силу воображения, чтобы представить себе, чего я хочу достичь.

5) Образ — как забор, подобие (сила воображения) – дорога, которая начинается за калиткой. Образ – отправная точка, подобие — сила воображения – линия, протянутая от нее куда-то. Если образ (аналитическая сила, которую мы назвали «образ») работает в основном по принципу «от противного», то «сила воображения» — создает тот позитив, к которому следует стремиться.

6) Конечно, как всякий потенциал, дарованный человеку, сила воображения может быть направлена на хорошее и на плохое. Человек может оценивать и сам себя и представлять себе, каким бы он хотел быть, чего бы хотел достичь. (кстати, только человек может смотреть на себя со стороны и давать себе оценку).

7) Мишлей сказано: «Тигель для серебра, плавильная печь для золота, а человек – по тому, что он восхваляет» (27:21). Имеется в виду: человека формирует то, что он восхваляет. Серебро формируется в тигле, золото – в плавильной печи, а человек – тем, к чему он стремится (силой воображения). Тянется к мудрости – уже хорошо, тянется к богатству – тоже не так плохо. Тянется к славе – уже хуже. К власти – еще хуже. Получает удовольствие от унижения других или от их страдания – совсем плохо дело. Это работа силы воображения, намечающей цели.

Если перенести на Всевышнего – сила воображение – желание постичь Его напрямую. Тут включаются силы души. Образ – познание от противного, сила разума, работающего по принципу сравнения.

*  Вопросы к занятию 

  • А) Как сравнение и поиск подобия одновременно с отбрасыванием различий и нахождением общего.
  • Б) Как сила, позволяющая заглянуть за пределы данного, исходного?

Слово «доме» (דומה) на иврите – подобный. Оно, фактически, производное (отглагольное существительное) от глагола «надам» נדם)    ) – замолчал. И так, близость слов «доме» (похож), «нидам» (замолчал» и «домем» (неживой) указывает на близость понятий.

Что общего между «похож» и «молчание»?

Перед Вами текст из введения к «Ликутей амораим» (Танья).

На занятие мы разбирали Море аНевохим (поучение заблудших) Рамбама, где он говорит о познании через отрицание. Также мы познакомились с книгой Зоар, которая говорит о прямой связи души и познании на невербальном уровне.

Какую позицию занимает автор Таньи? Рамбама или Зоар? (Прочитайте текст ниже, прежде, чем отвечать).

«Во всяком месте есть оживляющая сила Творца, благословен Он, потому что, несомненно, у любой вещи есть вкус или запах, или приятность для глаза, любовь или какое-то другое качество. И когда мы освободим вещь от материальности, и будем воспринимать ее исключительно духовные свойства, такие как вкус или запах, или подобные им, тогда ощутим/поймем, что эти свойства — неосязаемы и не видимы материальным зрением, и воспринимаются/ощущаются исключительно оживляющим постижением и душой человека. То есть, оживляющая сила Творца присутствует в любой материальной вещи так же, как душа в теле».

В этом вопросе правильный ответ один, нет возможности множественного выбора.

Если человек размышляет над тем, Кто Он, то…

Слово «В начале» раби Элиэзер начал разъяснять: (Йешаяу 40): «Поднимите глаза ваши и посмотрите, кто сотворил все эти». Куда поднять свои глаза? К тому месту, которое существует для вопроса, но не существует для ответа. И как это место называется – «Кто» מי

Святая мудрость творит (Рав Авраам Ицхак Кук, Орот а Кодеш).

Святая мудрость (мудрость, занимающаяся аспектами святости, той составляющей духовного мира, кот. отделена от материального) отличается от любой другой тем, что она поднимает желание и свойства души всех людей, изучающих ее до той высоты, с которой она сама берет свое начало.

И причина этого кроется в том, что все, относящееся к святости приходит из источника жизни всех живых, из основания, дающего существование всему.

И поэтому размышляющего над науками, они не могут сделать новым существом, оторвать его от существования в сфере его дурных качеств и перенести в область новой действительности – чистой и наполненной светом истинной жизни, продолжающейся вечно.

Рав Кук дает ответ: в чем смысл размышления над вопросом «Кто…»

В этом вопросе правильный ответ не один, есть возможность множественного выбора.

Рамбам не включил веру в то, что единственным желанием Всевышнего является давать добро, в тринадцать принципов веры.
Рамхаль видит единственное желание (и оно добро) самым главным проявлением единства Всевышнего. Вчитаемся еще раз в то, что сказал Рамхаль (Келах питхей хохма):
«Желание «Излучающего», благословенно имя Его, — только добро. И поэтому не осуществится ни одно желание – только Его добро».
Вполне можно утверждать, что Рамхаль видит в этом (единстве желания, которое является желанием добра) основу веры.
———————————

Чья позиция Вам ближе?

*  Ответить на вопросы  (ответы в виде коментариев ниже)

19 thoughts on “Занятие 6. Природа зла. Образ и подобие

  1. Pingback: Занятие 8. Путь праотцов | Израиль и человечество

  2. Tanya Horobey — Понедельник, 4 Март 2019, 20:48

    1. Как сравнение и поиск подобия одновременно с отбрасыванием различий и нахождением общего.
    2.Чтобы ответить на этот вопрос, во-первых, следует знать иврит, значение букв, а во-вторых, следует правильно понимать суть этих слов. Что такое «подобный»? Подобный в чем? И что такое «молчание»? Молчание-отсутствие речи или мысли? Или же молчание- это момент приёма информации, способ восприятия?
    «Неживой»- это то,что не существует? Или неживой- это то,что не развивается, не самосовершенствуется, ограниченное, материальное?

  3. Aleksandr Starikov — Понедельник, 4 Март 2019, 16:51

    1. Я думаю, в данном примере воображение работает двухступенчатое действие. В начале срабатывает вариант А, т.е. подсчет квадратов, поиск подобия, отбрасывая различия. Выполнив эту задачу, появляется мысль о простоте задачи и тогда включается вариант В, выйти за рамки исходности, для просматривания других вариантов решения.
    2. При подобии слова не нужны, сходство говорит само за себя. Подобие это сущностная близость, между вещами и оторванность от не подобных . Когда видишь подобие, говорить не чего, т.к. сам в себе все понимаешь, а другим не объяснишь.

  4. Svyatoslav Voldman — Понедельник, 4 Март 2019, 06:53

    О тишине и подобии
    1. На одном из занятий мы разобрали, что Б-г не в огне, не в землетрясении, а в тишине, которая материальный прообраз Айн (Ничто). При этом Айн , по Рамхалю, в частности, равно Милости (желанию давать добро).
    2. Подобие — это близость, сходство по каким то ( определенным) критериям.
    3. Человек, как творение, может и должен быть подобным его Сотворившему по Милости, по желанию давать добро

  5. от Eva Krampelj — Воскресенье, 3 Март 2019, 23:20

    1:
    Я думаю А и Б, в гармонии это работает.
    2:
    Похожость заключается в одном ключе двух слов.2 канала , два замка открыть с одним ключем.

  6. Vyacheslav Rudenko — Воскресенье, 3 Март 2019, 23:08

    1. А) Как сравнение и поиск подобия одновременно с отбрасыванием различий и нахождением общего.
    Человек отбросил цвет, размер, и даже то, что это на самом деле не квадраты (чуть вытянутые), и нашел 5 одинаковых фигур — квадратов. Мне кажется, заглядывать за пределы тут не пришлось — все фигуры винды в пределах рисунка.
    2. а) Пока двое молчат — они чем-то похожи.
    б) Когда двое не живые — они оба возвращаются к одному источнику.
    в) Если человек молчит — он слушает. Если при этом ещё попробует отойти от материальности — возможно, услышит тишину, и будет лучше чувствовать, что у всего один источник, и все вещи похожи друг на друга.

  7. от Сергей Караваев — Воскресенье, 3 Март 2019, 22:49

    1) я думаю что в первом ответе сила воображения работает по двум пунктам. Ели предположить что она бв работала только по какому то одному пункту то она была бы ущербна в данном случае.

    2) Я так же не знаток иврита, но смею предположить что взаимосвязь этих слов есть в том, что если я хочу уподобиться Тому у кого нет подобия то мне нужно воображение, а в воображении нужна тишина и в том числе молчание.

  8. Андрей Уваркин — Воскресенье, 3 Март 2019, 11:32

    1. А — сравнение, отбрасывание отличий и поиск подобия
    2.в чувственном мире может быть сколько угодно подобных друг другу предметов. в мире же идей если один объект подобен другому, то он исчезает, замолкает перед ним.

  9. от Алина Шемко — Понедельник, 4 Март 2019, 14:44

    Рав Зеев, я не хотела никак осудить квадраты!!! Просто предположила, что суть вопроса может быть именно в том, что там не квадраты.

  10. Алина Шемко — Суббота, 2 Март 2019, 15:37

    Здравствуйте, рав Зеев! Спасибо за Ваш ответ на мой вопрос. Вот мои ответы на Ваши вопросы:
    I) Есть два варианта ответа на ваш вопрос. Один вариант (А1 и А2), если учесть, что на рисунке по факту прямоугольники, примерно 10×11 мм. А второй вариант (А2 и Б2), если предположить, что на рисунке на самом деле квадраты, и не стоит обращать внимание на точность миллиметров.
    А1 Мы отбросили различия между прямоугольником и квадратом, так как эти прямоугольники на первый взгляд выглядят, как квадраты.
    Б1 Мы взглянули за пределы данного в виде прямоугольников и видим квадраты.
    А2 Обобщения тут на мой взгляд нет, так как 4 внутренних квадрата не образовали 5 квадрат. 5-й квадрад это скорее границы поля, в котором находяться 4 квадрата. Если бы квадраты не были бы сдвинуты и образовывали бы этот 5, то я бы сказала, что тут сработало обобщение.
    Б2 Мы посчитали, что квадратов 4 штуки, но посмотрев за пределы данного, увидели, что есть еще один квадрат в виде тонкой рамки вокруг 4 квадратов.
    II) Мы в основном видим действия человека, но редко знаем, к чему он стремится, делая то или иное действие или что-то произнося. Стремление от нас скрыто, а стремление, мы знаем, формируются силой воображения. А сила вооброжения связана с подобием. В молчании (отсутствии слов) есть та скрытая часть (не произнесенные слова), которую мы не видим также, как мы не видим того, что в вооброжении человека.

    • от Р. Зеев Мешков — Воскресенье, 3 Март 2019, 09:01

      Спасибо. Конечно, я не предполагал, что кто-то будет измерять квадраты. Надеялся, что мне простят неточности.
      Очень интересно. На занятияхпостараемся развернуть тему.

  11. от tina gut — Пятница, 1 Март 2019, 21:27

    1.В примере с квадратами, вероятно А: сравнение и поиск подобия.
    2.Что общего между «похож» и «молчание»? Мне кажется, что надо понять соотношение этих слов именно на иврите (он у меня слабый, но есть словари!). Я уже прочитала Ваш ответ Елене, потом попыталась понять, почему слова оказались однокоренными. И к моему удивлению, их семантика на русском та же.
    Молчащий подобен неживому, отсюда НИДАМ и ДОМЕМ. А в русском языке «мертвое молчание». Связь та же.
    Со Всевышним невозможен диалог на вербальном уровне, отсюда — молчание דומה , общение в тишине דומי.
    Если нет образа, что остается? Попытка понять иначе: силой воображение — стремлением (движением к цели) понять Его желание, которое не облечено в слова. Слова нужны только для пояснения от человека к человеку. Но и люди умеют понять друг друга без слов (иногда). Потому что созданы по образу и подобию, чтобы была возможность постичь Всевышнего (подобного). Отсюда близость слов למדום и דומה — «похож» и «молчание».
    В связи с «образом и подобием» בצלמנו כדמותנו. Меня смущает это כ. Оно создает усиление, объединяя синонимы, или значения у этих слов разные? Или сама попытка объяснять образы Торы на житейских примерах несостоятельна и нужен иной подход? То, что Вы назвали «выходом за рамки»? У меня вопросов больше, чем ответов, к сожалению.

    • от Р. Зеев Мешков — Воскресенье, 3 Март 2019, 08:58

      Спасибо. Много интересных замечаний.
      Относительно כדמותנו В самую точку. Целем, как мы сказали — оттолкнуться от зримого и найти цель творения. А вот דמות — воображение. Представить Всевышнего, как представляли себе пророки, в тех образах, которые давались им Свыше. И эти образы давались только для того, чтобы пробудить силы души, дать ощущение, что человек стоит перед Всевышним. И тут нельзя сказать точно: «тебе даны силы постигать образ». Цель — можно постичь в каждом конкретном случае и даже в общем, а вот образ — только «как будто».
      Очень, очень, удачно.
      Если есть еще вопросы -пишите. Постараюсь ответить.

  12. dom davida — Понедельник, 4 Март 2019, 14:50

    Шалом!..1.А и Б — Сила воображения. 2.Молчание — созирцание…Похож — выраженное определение качества …..Общее выражение свойств….Тода…Елена ..

  13. Elena k — Четверг, 28 Февраль 2019, 20:34

    рав Зеев, спасибо, но Вы же все рассказали 🙂 Что теперь другим отвечать?! Я, ксатити, стали искать конкордации слова «доме», но на русском похоже нет, а на анг. совсем не подходит по смыслу. Язык совсем не отражает традицию (по крайне мере современный). Так что спасибо Вам большое за разъяснение.

  14. от Ludmila Zenkina — Четверг, 28 Февраль 2019, 20:31

    Попробую ответить. На 1 вопрос — ответ А.
    Подобие, наверное, это не похожесть, не внешнее, а внутреннее, суть, если по отношению к Всевышнему — желание познать, значит учить, думать, молиться, все это в тишине, поэтому тот же корень, что и молчать
    Ещё я хотела спросить по прошлому уроку, Ангел не сказал своего имени Яакову, потому что он был от Всевышнего?
    Спасибо

    • Р. Зеев Мешков — Воскресенье, 3 Март 2019, 08:42

      Спасибо. С подобием очень сильно.
      Раскрою карты: Целем — со стороны разума, а разум работает всегда по принципу сравнения одного с другим и отрицания.
      Дмут — со стороны души. Воображение, выход полностью за рамки известного, и, в конце концов, пророческий уровень.
      А это все на невербальном уровне.
      Спасибо, очень рад.

  15. от Elena k — Четверг, 28 Февраль 2019, 13:21

    1) А и Б. Я думаю, что любой поиск ответа или решения требует и сравнения (установления рамок схожести) и выход за рамки.
    2) мне трудно сказать, т.к. я не знаю иврита, » не чувствую» его.
    Но попробую предположить, что эти два слова могут быть связаны тем, что есличто-то похоже и одинаково, то нет никаких разногласий, нечего обсуждать? Странно, что когда я попыталась посмотреть другие варианты «доме», то есть так же значение «преисподняя».
    Рав Зеев, буду ждать Ваших подсказок 🙂

    • от Р. Зеев Мешков — Четверг, 28 Февраль 2019, 16:43

      Лена, спасибо за серьезное отношение к делу.
      Насчет А и Б готов принять. Одно без другого не работает. Для того, чтобы заглянуть за грань, нужно отказаться от того, что непосредственно видят глаза.
      И здесь также — сложить частности вместе, а потом сделать рывок и представить себе общее. Но отказаться сначала от частностей. В математике есть понятия предел: к нему сремятся, но никогда не достигают — он остается «за». Формулу можно написать, но представить себе предел трудно — есть, он за гранью существующего. Очень интересно определение небес нашими мудрецами в трактате Хагига: небеса шамаим разбивается на два слова — шам маим — там вода. Пытаешься протянуть руку, а небеса остаются там — верхние воды, недостижимые. Поэтому для того, чтобы анализировать духовный мир, надо отказаться от материальных понятий. Но для того, чтобы отказаться — надо сначала изучить их. Потом отбросить, потом силой воображения обрести новые.
      Интересна в этом плане менора. Полукруги, а глаз должен достроить ее до круга. Вообразить, представить себе невидимое. И понять, что видимый и невидимый мир соединяются через горение.
      Относительно «Доме» — очень ценное замечание. «Преисподней» называется место, где не хвалят Всевышнего — молчат. Так царь Давид сказал: «В преисплни — кто будет Тебя благодарить?» Если ближе к нашей теме, то здесь так: подобие, сравнение часто происходит не по внешним признакам. Одному кажется, что похоже, а другому — нет. Один понял сравнение, другой — нет. Определение похожести где-то очень глубоко в душе. Если же переносить на Всевышнего (а мы как раз и пытаемся определить способности человека, позволяющие постигать Его), то тут очевидно: воображение человека должно увести его далеко, туда, где слова не помогают. Поэтому «воображение» и молчание — нечто невыразимое словами — близки на иврите.

Добавить комментарий