Занятие 45. Трактат «Шабат». Субботние запреты и их смысл.

* I.  Вопросы, рассматриваемые на занятии 

Трактат «Шабат». Субботние запреты и их смысл.

* II.  Запись занятия 


* III.  Дополнительные материалы 

Глава «Ваера»

Лист в день

Недавно многие начали новый семилетний цикл изучения Талмуда по системе «лист в день». Обычай знакомиться или глубоко изучать все трактаты Талмуда за семь лет был установлен в 1923 году равом Меиром Шапиро из Люблина.

Мы постараемся присоединиться к этому движению по мере сил и возможностей. И начнем с того, что откроем первый трактат Талмуда – Брахот (благословения).

Агада

На первых страницах этого трактата рассказывается:

«Сказал рабби Йосе бар Халфта: Однажды я шел по дороге и зашел в одну развалину Иерусалима, помолиться.

Пришел пророк Элияу (который находится там, где хочет: в мире ангелов или в мире людей) и охранял меня у входа, пока я не закончил молиться.
Потом он сказал мне: «Мир тебе, учитель мой!»

И я ответил ему: «Мир тебе, учитель и господин мой!».

И тогда сказал он мне: «Сын мой, зачем ты зашел в эту развалину?»

И сказал я ему: «Молиться.»

И сказал мне: «Следовало тебе помолиться в дороге».

И сказал я ему: «Боялся я, что помешают мне прохожие».

И сказал мне: «Следовало тебе вознести короткую молитву».

Сказал мне [пророк Элияу]: «Что за голос ты слышал в этих развалинах?».

Сказал я ему: «Я слышал Бат-коль, которая воркует, как голубка, и так говорит: «Горе сыновьям, за грехи которых разрушил Я Свой Дом, сжег Я Свой Храм и рассеял Я Своих сыновей между народами мира».

И сказал мне: «Клянусь! Не только в этот час так Он говорит! Каждый день и три раза в день говорит Он эти слова. И не только… Также всякий раз, когда сыновья Израиля входят в дома собрания и дома учения и отвечают [на молитву ведущего]: «Да будет имя Его великое благословенно». Святой, благословен Он, кивает головой и говорит: “Счастлив царь, которого так восхваляют в его доме! И каково тому отцу, который изгнал своих детей, и горе тем сыновьям, что изгнаны от стола отца своего…”

Направленность мысли

Обычно думают: «Какой же праведник раби Йосей, что ему открылся Элияу и он слышал подобие голоса, который обращался к пророкам (пророчество закончилось в 330г до н.э. через сорок лет после возвращения из Бавеля).

Но для нас это очевидно, и мы постараемся понять, чего добивался раби Йосей, о чем сказал ему Элияу, и не обращены ли слова Всевышнего к нам?

После разрушения Храма

Раби Йосей (50 — 155, примерно) был одним из последних учеников и соратников раби Акива.

Он тяжело переживал и разрушение Храма (68г.) и поражение восстания раби Акива (135г).

С риском для жизни он поднялся на место разрушенного Храма, чтобы молиться Всевышнему. Когда это произошло? Через короткое время после разрушения Храма, когда страдания народа, отчаяние и падение духовного уровня поразили раби Йосей. Что делать? Так не может продолжаться, народ погибнет. Всевышний должен прекратить это несчастье!

Многие думали о продолжении борьбы, об освобождении от римлян. Но раби Йосей не видел надежды освободиться от них. Ведь силу римлянам дал Всевышний. Только Он может лишить их власти в земле Израиля.

Надежда раби Йосей

Он не верил, что сыновья Израиля смогут выжить физически и сохранить Тору в условиях жесточайших преследований и притеснений. Об этом свидетельствуют его слова: «Боялся я, что прервут меня проходящие по дороге». Необходимо заметить, так сказать в скобках, что история, рассказанная выше, это не только повествование о реальном событии, но и притча, в которой каждой слово – аллегория.

Да, говоря, что «боялся я, что прервут меня проходящие по дороге», раби Йосей говорил от имени всего народа Израиля о длинном пути к светлому будущему по долгой дороге изгнания. Проходящие по этой дороге, который могут прервать… Нет, не молитву раби Йосей, а духовное движение всего народа и даже его существование… Кто же эти прохожие? Жестокие народы мира и их правители.

Раби Йосей не видел другого выхода, кроме как молиться Всевышнему и умолять его о Милости. Просить, чтобы Он прервал изгнание, вернул сыновей Израиля на родину, вернул им Храм и пророчество.

Когда стоял Храм

Другая история, которую рассказывают от имени раби Йосей, доказывает, что он придавал самое важное значение молитве в Храме (и после разрушения Храма на Храмовой горе):

Раби Йосей рассказывал, что раби Ишмаэль, ни один раз приносивший воскурения в святая святых за весь народ, удостоился ответа Всевышнего: «Однажды в Йом Кипур зашел я в Святая Святых, чтобы принести воскурения. И увидел я: Акатриэль, ангел Б-га воинств, сидит на престоле. И сказал он: «Ишмаэль, сын мой, благослови Меня». Сказал я ему: «Да будет желанно перед лицом Твоим, чтобы милость Твоя поборола гнев Твой… И покачал Он мне головой» (Брахот, 7а).

Так вот, раби Йосей был готов с риском для жизни подниматься на Храмовую гору в тот период, когда римляне не разрешали приближаться к разрушенному Храму, и молиться, молиться, молиться… Пока Всевышний не покачает головой и не скажет: «Уговорил ты меня, Йосей, сын мой».

Позиция Элияу аНави: дело в самих сыновьях Израиля

Что же объяснил ему Элияу аНави, которому открыто все, что происходит в духовных мирах?

Смысл слов Элияу таков: «Ты слышал, раби Йосей, воркование голубя на Храмовой горе. Это Всевышний призывает народ вернуться из изгнания и построить Храм. Ведь еще царь Шломо говорил в «Песни песней» о ворковании голубя, как о признаке конца изгнания. Далее, раби Йосей, тебе следует знать, что Всевышний каждый раз, когда сыновья Израиля восхваляют Его в молитвах, говорит о том, что плохо им в изгнании. Плохо, как детям, которые в разлуке с отцом. Кроме того, три раза в день: когда сыновья Израиля просыпаются, когда они выходят на работу и когда возвращаются домой, Всевышний рычит как лев, требуя, чтобы сыновья Израиля оставили все свои дела и немедленно вернулись на родину».

Беда, что этот рык, сотрясающий духовные миры, мало кто слышит в материальном мире.

Элияу аНави хотел сказать: «Раби Йосей, не в твоей молитве на Храмовой горе дело, а в желании сыновей Израиля вернуться из изгнания, из стран рассеяния. Всевышнего нечего уговаривать – Он ждет с нетерпением возвращения народа и восстановления Храма. Все условия созданы, а все препятсвия устранятся с пути возвращающихся на родину в тот момент, когда начнется возвращение».

Зеев Мешков

* IV.  Вопросы к занятию 

1) Есть ли у Вас опыт соблюдения субботы?
2) Считаете ли Вы его положительным?
3) Считаете ли Вы что Бней Ноах полезно соблюдать субботу?
4) Считаете ли Вы полезным знать смысл соблюдения субботы и значение ее запретов?

* V.  Ваши ответы, комментарии 

(в виде коментариев ниже)

7 thoughts on “Занятие 45. Трактат «Шабат». Субботние запреты и их смысл.

  1. Опыта соблюдения всех еврейских субботних запретов у меня нет. Сначала я пробовал отключать все средства коммуникации, но потом понял, что мне важнее быть на связи с другими БН. И теперь мы уже второй год встречаемся с БН из других городов днём в субботу в интернете для чтения и обсуждения недельной главы. Как я понял от наших учителей, к бней Ноах больше относится заповедь «помни день субботний», поэтому мы в семье выделяем этот день для Всевышнего, встречаем Субботу, зажигая свечи, готовим особенную еду на 3 субботние трапезы, поём субботние песни, смотрим уроки о Грядущем Мире, воздерживаемся от будничных разговоров. На исходе Субботы делаем авдалу. Всё по сидуру для бней Ноах. В хорошую погоду выезжаем на природу. В целом стараемся сделать этот день особенным. Празднование субботы удивительно изменило мою жизнь, теперь всё вращается вокруг Субботы, в доме остаётся запах субботних благовоний, напоминая, что Суббота недавно была здесь, еженедельная закупка продуктов превращается в подготовку субботним трапезам, и вообще начинаешь понимать, что в этом ритме функционирует всё творение — сначала работа в скрытии, а потом благословение и раскрытие. Насчёт соблюдения не уверен, а вот празднование субботы однозначно считаю очень важным и положительным для БН, как Вы точно сказали, что это приближает нас к Торе и народу Израиля. Кроме того, я знаю как минимум четырёх БН, которые на уровне интереса в иудаизму попробовали как-то соотнестись с Субботой, и после этого очень быстро порвали с христианством и стали бней Ноах. Считаю полезным знать смысл соблюдения субботних запретов, т.к. это делает более глубоким и осмысленным наше далеко неполное соблюдение.

  2. Опыта соблюдения всех еврейских субботних запретов у меня нет. Сначала я пробовал отключать все средства коммуникации, но потом понял, что мне важнее быть на связи с другими БН. И теперь мы уже второй год встречаемся с БН из других городов днём в субботу в интернете для чтения и обсуждения недельной главы.

  3. И огромное спасибо раву Зееву за этот урок, за такие интересные объяснения.

  4. Если можно, коснусь только третьего вопроса, и не только применительно к Бней Ноах, но и для тех, кто на пути к гиюру. Принципиальный вопрос: является ли соблюдение ими Субботы служением Все-вышнему? Откуда еврей знает, что служит Богу, соблюдая Субботу? Знает, потому что ему это заповедано самим Богом. Нееврей не может знать, служит ли он Богу, соблюдая Субботу. А вдруг не служит? Но это очень похоже на служение. Тогда, кому это служение? Самому себе? А не может ли это стать идолопоклонством?

  5. Мира всем! Спасибо раву Зееву за прекрасные уроки.

    Что касается соблюдения субботы у Бней Ноах. Как я поняла по общению в наших группах , многие БН соблюдают именно ту часть заповеди, которая говорит о ‘помни день субботний’. То есть, этот день отмечают как праздник — убирают дом, готовят особенную еду, накрывают стол , собираются всей семьей. Некоторые женщины зажигают свечи перед наступлением субботы — как и еврейские женщины. Также этот день стараются провести как день, посвященный Всевышнему — читают Св.Писание, обсуждают прочитанное, слушают уроки и лекции. Мы с несколькими женщинами распределяем между собой книгу Теилим, чтобы успеть ее прочесть целиком до окончания субботы.

    Некоторые БН — у кого сложились хорошие отношения с местной еврейской общиной, посещают в этот день богослужения в синагоге.

    Но не слышала, чтобы кто-то из БН отмечал субботу так, как это делают евреи — отказываясь от разного рода деятельности (тех самых сорока работ без одной, о которых вы нам говорили).

    Как я сказала на уроке, для меня вообще это большой вопрос — в каком виде должны существовать группы или общины бней Ноах — как особенные общины (под руководством еврейских учителей), либо каким-то образом примыкать к еврейской общине — в качестве неких гостей или посетителей общины (а не полноценных ее членов). Конечно, пока что не всякая еврейская община сейчас согласится на такое. Поэтому отдельные общины в чем то удобнее. Но боюсь, что организация отдельных общин может через какое-то время превратить их в отдельное религиозное движение или секту.

  6. 1/Есть опыт празднования ( в нашем понимании и соблюдения) субботы семьёй в качестве свидетельства,что у мира есть Творец. Это день размышления над Торой, общения с близкими, отдыха от работы.
    2.Да, это объединяет с народом Израиля.
    3.Следует стараться по мере ее осмысления.
    4. Осмысленные действия мотивируют в познании.

  7. 1. Да, у меня есть опыт соблюдения субботы. В нашей семье , соблюдается суббота, согласно » Шулхан Арух» последние 7 лет.
    2. Считаю это не просто положительным, но обязательным для еврея. К сожаление в бывшем СССР, это было утеряно.
    3. Для Бней Ноах, считаю положительным как то выделять субботу, потому что это заповедь (которая есть в 10 речениях) приближает человека к Творцу, Богу Израиля, хотя и не является обязательной
    4. Считаю, очень важно понимание смысла Заповедей и кроме того понимание источника, откуда выводится та или иная Заповедь Торы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *