Занятие 33. Рав Авраам Ицхак аКоэн Кук

* I.  Вопросы, рассматриваемые на занятии 

Рав Авраам Ицхак аКоэн  Кук – личность, сравнимая по своим знаниям и проникновению в суть вещей, а также и влиянию с Рамбамом. Изменившийся мир. Новый… Нет, не новый, а правильный взгляд на время, на происходящие изменения, на начало возвращения на родину, на сионистское движение, на секулярное еврейство.  Учение о государстве.

* II.  Запись занятия 

* III.  Материал к занятию 

ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ

Рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук родился в латвийском городе Граява в 1865 г. В молодости учился в воложинской йешиве. Там его называли илуй – «необычайно способный молодой человек». Помимо традиционных еврейских наук, занимался кабалой и философией, получил общее образование. В 1888 г. он получил должность раввина в городе Жаймеле, а в 1895 г. — в городе Баусака. (Время: в конце 19 века численность евреев в мире возрастает с 2 млн. до 10 млн. Секудяризация. Почему она стала возможной. Движение просвящения. Возникновение антисемитизма нового плана. Дюринг. Еврейский мир. Вильнюсский гаон, возникновение хасидского движения. Дело Бейлиса 1913г. 1898 Дрейфус, Герцель) В 1904 г. — по приглашению общины Яффо — переехал в Эрец Исраэль и занял должность главного раввина города и окрестных поселений. Здесь он сблизился с сионистским движением (в отличие от подавляющего большинства религиозных авторитетов его времени).

Рав Кук никогда не считал правильным нерелигиозный образ жизни и ни в коей мере не оправдывал нарушение заповедей. Он надеялся, что процесс возвращения на родину и обретение национальной независимости сами по себе приведут к духовному подъему, который, в свою очередь, вернет народ к Торе и станет поворотным моментом истории. Иными словами, он видел в происходящих процессах итхалта де геула – «начало полного освобождения» народа, от которого зависит исправление всего мира.

В 1914 г. рав Кук выехал в Европу на съезд новой организации, получившей название «Агудат Исраэль». Он не успел вернуться в Эрец Исраэль до начала Первой мировой войны и какое-то время проживал в Германии и Швейцарии. Затем по просьбе английской еврейской общины занял должность раввина в Лондоне. Там он оставался до 1919 года. По возвращении в Израиль был избран главным раввином Иерусалима. Сразу же с образованием Главного раввината стал стал религиозным лидером всего ашкеназского населения Израиля.
Читать далее >>

Свет из темноты

Тьмой является изгнание (галут). При исходе из него сразу же возникает необходимость определения, что есть Земля Израиля и осознания ее сущности. И это несмотря на то, что это вопрос всегда обсуждался во всех еврейских кругах. В то время земля Израиля была незаселенной, пустынной территорией, запущенной окраиной Оттоманской империи. Переезд в нее был труден и связан со многими проблемами. Тот, кто решался на него, должен был отказаться от своего основного имущества, положения в обществе, обычного порядка жизни, к которому он привык, гражданство и другие права. Но переезд в святую землю перестал быть просто идеей, и его реальность стала столь четко обозначенной, что он требовал определенного отношения к себе. И те позиции, которые заняли различные слои общества, движения и его представили были совершенно не похожи друг на друга: были такие, кто поддерживал и идею возвращения, и ее конкретное осуществление, были такие, которые поддерживали саму идею, но отрицали возможность ее практического осуществления на данном этапе, были и такие, кто отрицал саму идею, но помогал в ее практическом осуществлении, а были и такие, которые отрицали все, что связано с возможностью переезда на корню. Каждое из этих направлений имело свои круги и своих представителей в еврейских общинах, в которых проходили напряженные дискуссии на эту тему, в попытке найти легитимный ответ на вызов времени.

Рав Зеев Султанович (перевод с иврита – Зеев Мешков).

Кто пренебрегает этим днем малым?

«Кто пренебрегает этим днем малым?» (4:10). А раби Элиэзер спрашивал: «Кто пренебрегает этим днем? Люди мелочные!» И пояснял: «Почему в будущем праведники не смогут оценить вещи? Потому что мелочность будет в их суждениях и узком мировоззрении»* (Сота, 48б).

Если не о нашем времени говорил раби Элиэзер, то о каком? Есть праведники, которых заботит только их суббота, их праздники, кашрут в их тарелке. В лучшем случае они живут заботами своей общины. Они не видят или не хотят видеть процессов, происходящих в народе Израиля, через который раскрывается Божественное Присутствие. Они все еще живут в уютном галуте, где не было больших задач и больших проблем.

А тем временем Всевышний ведет к возрождению пророчества, к созданию царства Израиля и к возведению Храма не одного праведника и не одну общину, а весь народ. Разве не о пренебрежении возрождением Йерушалаима сказано: «Если забуду тебя Йерушалаим, пусть забудет десница моя, прилипнет язык мой к гортани моей – если не вспомню, если не поставлю Йерушалаим во главе радости моей».

Так почему же именно в день победы у многих прилипает язык к гортани, и они не произносят песнь? Не обрадоваться победе, приведшей к воссоединению Йерушалаима, к его преобразованию, к его расцвету, к росту его населения, – разве это не называется «забыть Йерушалаим»?

«Дай нашим глазам увидеть, как Ты возвращаешься в Цийон», – просим мы три раза в день. Разве так трудно увидеть возвращение Б-жественного Присутствия к народу Израиля, собравшемуся в своей земле? Видимо, не всем это удается, и надо продолжать молиться, чтобы глаза открылись у всего народа.

* IV.  Вопросы 

1) Как Вы считаете, в чем причина массового отхода евреев от соблюдения законов Торы в о второй половине, и, в особенности, в конце девятнадцатого века?

2) Раби Шнеур Залман из Ляды (1745 – 1813) считал, что свобода принесет вред евреям, и призывал их бороться с Наполеоном. Евреи шпионили в пользу русских, за что некоторые поплатились жизнью. Ход истории трудно поменять, но правилен ли сам выбор: свобода вредна для евреев?

* V.  Ответы  (в виде коментариев ниже)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *