Занятие 24. Испания, золотой век. «Кузари»

* I.  Вопросы, рассматриваемые на занятии 

Продолжаем тему «Передача традиции из поколения в поколение». Эпоха Танаев и амораев, завершение Талмуда и эпоха Гаонов – позади. Мы с Вами в Европе. Франция-Германия: школа Раши, движение «Тосафот» — это тоже позади.

Сегодня:

  1. Примеры из ком. Раши.
  2. Испания, золотой век.
  3. Раби Йеуда аЛеви – «Кузари». Примеры из книги: полемика с философами, христианами и мусульманами. Земля Израиля. Конец книги.

* II.  Запись занятия 

* III.  Материалы к занятию 

В главе Пикудей рассказывается о пересчете материалов, пошедших на изготовление Мишкана.

Мидраш утверждает, что сыновья Израиля подозревали Моше в присвоении общественных ценностей. Поэтому потребовался пересчет.

В начале главы дважды повторяется «шатер… шатер».

Шмот раба (51): «Намек на мишкан, кот. восстановился после двух разрушений…».

Раши: «Два раза сказано «шатер, шатер», и это намекает на два разрушения Храма в будущем из-за грехов сыновей Израиля». Почему же о стихе, в котором описано столь важное дело, как завершение шатра в пустыне, Раши говорит о разрушении Храма. Пусть бы он сказал: «есть нижний шатер, а есть верхний – духовный. И тут намек на то, что, когда был завершен материальный шатер, он совместился с духовным. Но нет, Раши не сказал. Он подчеркнул, что из пересчетов, из отношения к духовности, как к количественно измеримой ценности, вытекает будущее разрушение Храма.

* IV.  Вопросы к занятию 

  1. В чем отличие ком. Раши от Мидраша?
  2. Что хотел подчеркнуть Раши?
  3. Что мы можем выучить из Раши?

* V.  Ответить на вопросы 

6 thoughts on “Занятие 24. Испания, золотой век. «Кузари»

  1. Коментарии Раши…обьяснения для простых людей…в прямом понимании….Мидраши :..более глубокое понимание с двойствен…коментариями…выводящие законы…Можно сказать более внешние…. Из Раши можно выучить ….что нужно обращать внимание , на внутренний мир ..молитва…вера…знание….понимание…все характер..качества человека….

  2. Спассибо за откровенный и вдохновенный ответ.
    То, что можно добавить: Раши вновь обращает внимание не на внешние обстоятелсьтва, а на внутренний мир людей, в данном случае — на его ущербность, материализованность, если так можно сказать.

  3. Рав Зеев, я хотела поблагодарить Вас за такое разъяснение. Для меня всегда было сложно понять все эти детальные перечисления, а комментарии Раши, что это говорит о разрушении Храма в будущем из-за грехи сыновей Израиля многое не объяснял. Т.е. необходимо не просто прочесть его комментарий, но и понять суть высказывания, т.как она не так очевидна. Тогда у меня другой вопрос: Вы нас учили, что, допустим, изучая законы Галахи, мы не можем строить свои выводы, опираясь на логику текста. Как же нам не ошибиться, когда мы пытаемся понять и сделать выводы читая Раши? Можем ли мы вообще это делать?

    • Галаху невозможно выводить самим по ринципу: «я прочитал и мне так кажется». И даже «из принципов комментирования Торы вытекает такая-то и такая-то галаха». Другое дело комментарий. Здесь допустип=мы и ошибки. Но зотелось бы проникнуть в глубину мысли мудрецов. Творчество здесь необходимо.

  4. Попытаюсь ответить. Храм это место присутствия Шхины в этом мире, но не только, это и «сердце» сыновей Израиля на высоком духовном уровне, и зто соединение это духовная основа Храма материального, который невозможно разрушить никому, Если в Храме видишь только материальную сущность, которую можно подсчитать, балки, колонны и тд, то такой Храм можно разрушить, но тоже только евреям. Думаю, что в мидраше говорится, что несмотря ни на что Всевышний не расторгнут свой договор с сыновьями Израиля, а Раши считает, что это зависит от самих сыновей. Если собраться в Эрец Исраэль, учиться, молиться и страстно желать, и быть на соответствующим духовном уровне, 3 Храму-быть!
    Шабат шалом

    • Спассибо за откровенный и вдохновенный ответ.
      То, что можно добавить: Раши вновь обращает внимание не на внешние обстоятелсьтва, а на внутренний мир людей, в данном случае — на его ущербность, материализованность, если так можно сказать.

Добавить комментарий