Занятие 19. Период Танаев

* I.  Вопросы, рассматриваемые на занятии 

  1. Общий взгляд на историю периода Танаев.  
  2. Книга Зоар.
  3. Кабала внутри Мишны.

* II.  Материалы занятия 

Рабби Шимон бар Йохай

Кто он? Одним словом не определить — он и Мудрец Торы, и величайший мистик всех времен, и руководитель народа, и член Верховного Сангедрина, и дипломат, добившийся в Риме отмены законов о преследовании людей Торы, и борец за свободу, приговоренный к смертной казни римской администрацией и скрывавшийся в пещере 13 лет и человек возродивший жизнь в Тверии, утратившей свой еврейский облик за годы жестоких репрессий после поражения восстания бар Кохбы. Рассказами о его мудрости и великих делах наполнен Талмуд и Мидраш. Но в полной мере его величие раскрылось, когда в конце 13го столетия благодаря испанскому мистику Рабби Моше Ди-Лиору книга Зоар, которая либо передавалась устно и не записывалась, либо тщательно скрывалась от посторонних глаз людьми, посвященными в тайны Торы, стала доступной любому еврею. Эта книга позволила всем желающим как бы войти в бейт-мидраш Рабби Шимона и, сев у ног великого учителя, прислушаться к беседе мудрецов, преисполненной тайного смысла. «И люди мудрые засветятся как небеса» — это Рабби Шимон и его товарищи» (Зоар, Введение).

Не многие удостоились созерцать свет таинства Торы, но в будущем весь народ преисполнится великой мудрости, преображающей человека и окружающий его мир.

Авторитеты в области еврейской мистики признают, что изучение книги Зоар приближает полное освобождение сынов Израиля, их возвращение на родину и наступление нового времени. Она позволяет еврею избавиться от грубых материалистических представлений и развертывает перед ним Тору как план творения, преследующий определенную цель, к которой устремлен вектор истории. Книга Зоар рисует картину духовных миров, предшествовавших миру осязаемых вещей и, соединяя начало и конец, указывает пути окончательного исправления человечества и уничтожения последствий греха Адама. С именем Рабби Шимон Бар Йохай всегда было связаны мессианские движения в еврейском народе.

Агада Талмуда

Вот что рассказывает Талмуд (трактат Санэдрин 98а):»Рабби Йеошуа бен Леви нашел пророка Элияу у входа в пещеру, где скрывался Рабби Шимон бар Йохай (161 г. н.э., начало правления императора Марка Аврелия). Спросил его: войду ли я в будущий мир? Ответил ему Элияу: «Все зависит от того, согласится ли господин, который здесь»… (Еще) спросил рабби Йеошуа бен Леви: «Когда придет Машиах? Сказал ему (Элияу): спроси у него самого. Элияу рассказал Раби Йеошуа бен Леви, что Машиах сидит среди больных людей у одних из ворот города Рима и его можно отличить от других несчастных по тому, что он не снимает все повязки сразу, чтобы омыть свои раны, а разматывает бинты по одному и омыв больное место завязывает его снова, чтобы каждое мгновение можно было встать и перенестись в Эрец Исраэль. Рабби Йеошуа нашел будущего царя Израиля и спросил, когда он проявит свою силу в мире, который так ждет его. Машиах ответил: «Сегодня». Но кончился день и все осталось по-прежнему.

Когда Рабби Йеошуа бен Леви вернулся к Элияу с претензиями и сетовал на то, что Машиах обманул его, Элияу растолковал ему ответ еврейского царя, омывающего раны у ворот Рима: «сегодня» не обычное слово, а начало цитаты из Псалмов (Теилим 95:7): «Сегодня, если послушаете голос Мой…» Он обещал прийти, в тот же день, когда евреи вернуться к Торе.

Связь с возвращением из последнего изгнания

Эта агада явно указывает, на то, что Талмуд придает рабби Шимону бар Йохай образ человека, связавшего далекое прошлое, настоящее и будущее: его благоволение — ключ в будущий мир, от входа в его пещеру не отлучается Элияу аНави, обучающий Торе великих мудрецов всех поколений, от места его захоронения начинаются поиски Машиаха.

Не случайно, когда в 1517 году после успешных завоеваний турками обширных территорий на ближнем востоке открылась возможность для евреев селиться в земле Израиля, величайшие еврейские Мудрецы, изгнанные из Испании, поселились в древнем городе Цфате — самом близком населенном пункте от горы Мирон, где похоронен Рабби Шимон бар Йохай и его сын Элазар. На его могилу приходили, чтобы просить у Всевышнего благословения и знаний Торы в заслугу этой великой души. Там молились Рабби Моше Кордоверо, Ари Заль, Йосеф Коро, Альших, Рабби Наджаза, Шломо Алькабиц, Хаим Виталь и многие другие величайшие мудрецы еврейского народа, собравшиеся в то время в Земле Израиля в ожидании прихода Машиаха. Рабби Шимон бар Йохай жил в страшное время. Тяжелая рука римских прокураторов не оставила народу выбора, и в 65 году н.э. евреи подняли восстание. В 68 году старый рабан Йоханан бен Закай просил, чтобы его ученики, раби Йеошуа бен Ханания и раби Элиэзер бен Урканус, вынесли его из города. Его вынесли в гробу с испорченным мясом (чтобы стража, не позволявшая никому покидать город, не воспрепятствовала бы осуществлению его плана) и оставили в пещере за городскими стенами. На следующее утро представ перед Веспасианом, командовавшим легионами, брошенными на подавление восстания, Рабан Йоханан бен Закай предсказал ему, что тот будет править всем миром. Через семь дней его предсказание сбылось: в Риме во время дворцового переворота убили Нерона, и легионеры провозгласили Веспасиана императором.

Шла война, осада города продолжалась, но Веспасиан отнесся к Раббан Йоханан бен Закаю не как к пленному, а как к человеку первым принесшим добрую весть.

Он обещал исполнить любое желание мудреца. Раббан Йоханан бен Закай не решился просить помиловать Йерусалим и снять осаду города из-за боязни, что это будет воспринято как наглость и ограничился просьбой разрешить мудрецам Торы собраться в Явне даже если будет разрушен Храм и создать духовный центр побежденного народа. Падение Иерусалима повлекло за собой позор и горе. Гибель защитников города, казнь главы Сангедрина, которому отрубили голову, и первосвященника, с лица которого сняли кожу. Людей убивали, угоняли в плен, рынки рабов были переполнены и стоимость человека не превосходила стоимости дневной порции корма для коня. На ипподроме приморского города Кесария молодых людей бросили на растерзание диким зверям.

Убийство еврея не наказывалось законом.  Но в Явне — по просьбе Рабан Йоханана бен Закая — было разрешено собираться и учить Тору.

Биография (65 -174гг)

Глаза Рабби Шимона бар Йохая видели величие и трагедию еврейского народа, сражающегося за свободу. Где он был во время великого восстания? Скорее всего, он был слишком молод, чтобы защищать стены осажденного города.  Вполне вероятно, что он находился в городе, так как дед Рабби Шимона бар Йохая был габаем в одной из новых синагог Иерусалима. о нем известно, что по субботам он стучал в двери, чтобы собирать людей на молитву. Отец его был важным человеком при римской администрации и как многие другие евреи, занимавшие те, или иные посты всегда ходатайствовал о своих собратьях, подвергавшихся репрессиям властей.

Возможно, что семья бежала из города, когда это еще можно было сделать без того, чтобы подвергнуться расправе со стороны римлян или евреев-ревнителей, убивавших всех тех, кто пытался покинуть Иерусалим. Мы встречаем Рабби Шимон бар Йохая в Явне, среди мудрецов, собравшихся в этом городе. Не все ученики имели право войти в Бейт Мидраш. Рабан Гамлиэль приказал, чтобы всякий, у кого внутреннее его содержание не соответствует внешним проявлениям (поведению), не входил в Бейт Мидраш.

«Провокатор» (примерно 80 г. н.э.)

Рабби Шимон бар Йохай приходит к главе Сангедрина Рабан Гамлиэлю Явненскому (внуку казненного Рабан Гамлиэля) и спрашивает, является ли вечерняя молитва разрешенной или обязательной (Брахот 27б). Что волновало молодого ученика, сидевшего у ног великих учителей? Поставив этот вопрос, Рабби Шимон бар Йохая поднял важнейшую проблему, которую до этого мудрецы не решались обсуждать в стенах бейт-мидраша: каким должен быть дальнейший путь развития и будущего возрождения еврейского народа? Мудрецы Явне разошлись во взглядах:

(1) одни считали, что следует склонить голову и ждать, когда Всевышний вновь раскроет свое присутствие на земле и в опустившемся с небес Храме возобновится принесение жертв, другие (и к ним принадлежал Рабби Шимон бар Йохай) полагали, что

(2) вопреки всем ужасам постигшей народ катастрофы, нужно призвать людей совершенствовать свой внутренний духовный мир, подражая высоким качествам праотцов.

Молитва, как память о Храме или подражание праотцам

  • Если придать молитве характер воспоминания о ежедневном жертвоприношении в Храме, то две дневные молитвы должны стать обязательными, а вечерняя произносимая после выхода звезд, когда в Храме заканчивалось принесение жертв, следует считать добровольной.
  • Если же установить обязанность обращаться ко Всевышнему три раза в день подобно праотцам, то вечернюю молитву следует признать столь же обязательной, как и молитвы, произносимые в дневное время (Авраам молился на рассвете, Ицхак на заходе, а Яаков ночью). Можно ли от людей в таких ужасных условиях требовать быть подобными праотцам? Можно ли из катастрофы выйти обогащенным духовно? Не лучше ли постараться переждать тяжелое время и сохранить то немногое, что осталось у еврейского народа?

Смена руководства демократическим путем (примерно 80г. н.э.)

Буря, порожденная вопросом, поднятым Рабби Шимон бар Йохай, кончилась тем, что мудрецы сместили рабан Гамлиэля, настаивавшего на том, чтобы молитва была похожей на молитву праотцов (требовавшим стремиться к духовной высоте от всех людей), с должности главы Санэдрина и поставили во главе явненской академии Раби Элазар бен Азария, который считал, что самая главная задача — переждать тяжелое время, как бы лечь спасть и проснуться в более благоприятные дни.

Домициан (81 – 96)

В дни правления Домициана, поднявшегося на престол Рима после смерти Тита в 78 году, для евреев наступило время новой волны преследований императора, боявшегося возрождения мощи Иудеи. Он велел распахать место Храма и засыпать его солью и велел истребить всех потомков царя Давида. Раббан Гамлиэль происходивший из рода царя Давида вынужден был скрываться.

В 84 году Санхедрин перебирается в небольшое местечко в Галилеи Уша и мудрецы уже не находятся там постоянно, а каждый большую часть времени проводит в своем городе, где стремится незаметно для римлян поддерживать дух Торы. Более велико служение мудрецам, чем изучение Торы. (Брахот 28). Все дни его жизни были годами беспримерного бедствия для Иегуды. Несмотря на это, он не оставил служения мудрецам. И переходил от одного к другому, пока не удостоился учить Тору у Рабби Акива. Рабби Шимон бар Йохай уходит учится в бней брак у Рабби Акива. перед тем как перебраться в школу великого мудреца, рабби Шимон женится.

По окончании праздничной недели после его хупы рабби Шимон пошел учиться у рабби Акива в Бней Брак. Рабби Шимон оставался там больше тринадцати лет. (Ваикра Раба, 21:8). В начале правления императора Нарва в 92 году санхедрин начал нормально функционировать в Уша, а затем вновь вернулся в Явне.

Траян (98 – 117)

98 года правил Траян, испанец по происхождению, сын начальника десятого

легиона. Траян был милостив к своим гражданам. Он был вспыльчив, но быстро успокаивался. Римляне впоследствии стали благословлять императоров говоря «Да сопутствует тебе успех как Августу, да будешь править ты подобно Траяну».

Но Траян был ненавистником евреев. Человек военный, он правил мечом. Он воевал с германскими племенами и послав войска против Даков, заставил их платить дань. Траян построил мост через Дунай. Он преследовал христиан и убил третьего папу.

Траян покорил парфян. В этой войне евреи, проживающие на территории Персии оказали ему сопротивление, помогая персам. Траян дошел до Индии. И решил он сделать то, что не делал ни один император — отомстить целому народу. Во всех провинциях было убито множество евреев и не было до сих пор такого прецедента. Сказали Мудрецы (Эйха Раба): «Медведем сидящим в засаде стал Он для меня» — послал мне Веспасиана.  «Львом в укрытии…» — послал мне Траяна. И ушли Мудрецы, оставив ешиву в Явне. И стал местом их заседаний Лод, место, где был бейт мидраш Рабби Тарфона. Мудрецы скрывались во многих местах. Сказал Рабби Йоси: «Был случай, когда сидели Мудрецы в доме ремесленника в Ципори (Тосефта Келим 2б). Прятались они там от властей. Из-за страха перед властями ушел Рабби Акива в Наардею.

В это время был еще жив Рабби Йеошуа и был он полон сил. Он отправился в Рим вместе с другими Мудрецами, чтобы ходатайствовать перед Императором об отмене жестоких приказов, направленных против евреев и несущих им гибель.

Адриан (98 -117)

Правление Адриана, превратившего Йерусалим в языческий город, привело к тому, что в Йеуде начали готовиться к новому восстанию.

132 – 135 восстание Бар Кохбы

Сказали мудрецы так (Йевамот, 62б): «12 тысяч пар учеников было у Рабби Акивы от Гиват до Антифрас, и все они умерли в один и тот же промежуток времени, между Песахом и Шавуот. Раби Шрира Гаон отмечает, что это произошло в ожесточенных боях за Йерушалаим и последний оплот восставших – Бейтар.

Бейтар, пал девятого числа месяца ав (предатель показал римлянам вход в город через канализацию) (Йерушалми, Таанит, 4:4). Там же говорится: «Учил раби Шимъон бар Йохай: Акива, учитель мой, комментировал: «Взошла звезда от Яакова…» (Бемидбар, 4:17) – это поднялся (Шимон бар) Козба от Яакова». И добавлял раби Шимон бар Йохай: «Каждый раз, когда раби Акива видел Бар Кохбу, он гворил: «Это – царь Машиах» (Йерушалми, Таанит, 4:4).

После восстания

Рабби Акива был глубоким стариком, но и в свои преклонные годы он не переставал учиться и обучать. И пришел он к мудрецам на юге и в старости своей поднял учеников, ставших впоследствии великими людьми: Рабби Меира, Рабби Йегуда, Рабби Йосей, Рабби Шимона и Рабби Элазара бен Шамуа (там же), Рабби Йоханана а-сандлар, Рабби Элеазара бен Яаков (Берешит Раба, 61:3). Они подняли Тору в тяжелое время, когда были введены многочисленные и тяжелые запреты.

Огорчение

Рабби Акива назначил раби Шимона и своего ученика Рабби Меира в Сангедрин. Причем Рабби Меира он посадил первым. Расстроился Рабби Шимон. Сказал ему Раби Акива: «Хватит с тебя того, что я и твой Создатель знаем твою силу» (Иерушалми Сангедрин 1:2).  Однажды (уже после смерти Рабби Акива) сказал Рабби Шимон бар Йохай: «Не знаю я, может быть, после того, как он умер, отказался Рабби Акива от своего мнения» (Назир, 52б). Из-за того, что он позволил себе такое неуважительное высказывание по отношению к всоему учителю, Рабби Шимон провел много дней в посте, до тех пор, пока от поста не потемнели его зубы.

Пример самопожертвования во имя духа

Раби Акива был помещен под стражу за то, что в то время, когда римляне запретили изучение Торы, он собирал множество учеников. Когда его вывели, чтобы казнить, он сказал своим ученикам: «Всю жизнь я ждал, когда мне удастся исполнить эту заповедь: «возлюби Бога Всесильного твоего… всей душой…». Это означает, что человек должен любить Его, даже, когда Он забирает душу» (Брахот, 61б). Этот рассказ вместе с восхищением преданностью Торе, безграничной любовью к Всевышнему, вызывает и удивление: неужели великий учитель хотел сказать, что цель жизни в том, чтобы освятить имя Всевышнего, совершив такой поступок, который неизбежно приведет к гибели от руки врага? Этот вопрос требует незамедлительного ответа, так как разные источники указывают на то, что поступок раби Акива не был воспринят, как самопожертвование праведника, который достиг такого духовного уровня, который недоступен другим. Напротив, мудрецы Торы и их ученики, и многие последователи раби Акива взяли с него пример. На это указывает целый ряд источников. Так в Шулхан Арух сказано: «Пятого числа месяца Тишрей умерло двадцать человек, и был заключен под стражу раби Акива. Поэтому праведные люди соблюдают пост в этот день» (Орах Хаим, Законы поста, 580б). Таким образом, двадцать из его последователей, которые так же пошли на то, чтобы нарушить запрет римлян, были схвачены вместе с ним. Раби Ханина бен Тардион так же собрал людей, чтобы читать им Тору и пояснять написанное. Римляне схватили его и сожгли, завернув в свиток (Авода Зара, 18б). Йеуда бен Бава собрал жителей нижней Галилеи между городами Уша и Шфаръам, чтобы объявить пятерых учеников раби Акива учителями, достигшими уровня знаний, который позволяет им быть духовными руководителями народа. Это действие так же было самопожертвованием, так как римляне запретили посвящение в учителя тем более при большом стечении народа. Ученикам раби Акива и тем, кто присутствовал, удалось бежать, но Йеуда бен Бава был пожилым человеком, и потому велел оставить его и был убит римлянами (Рош аШана. 31б).

Марк Аврелий 161 – 180

Когда успокоились Римляне и перестали мстить за восстание, стали Мудрецы укрепляться. Восстанавливались батей-мидрашим и наполнялись учениками. Римляне стали прикладывать усилия, чтобы восстановить опустошенную ими землю. Они построили мосты и бани, проложили дороги для торговцев. Все это для того, чтобы взимать налоги. Многие из евреев вернулись к своим трудам. В это время назревает конфликт с Парфией. В то время Парфией правил Вальгизас, который несколько раз одерживал победу над римлянами.

Сказал Рабби Йеуда бар Илай: «В будущем Рим попадет в руки Персии… (Йома 6а) Сказал Рабби Шимон бар Йохай: «Если ты увидишь коня персидского, привязанного к могилам в Земле Израиля — ожидай поступи Машиаха.

Выбор дальнейшего пути

Разговаривали между собой рабби Йегуда берабби Илай, рабби Йосей, рабби  Шимон и рабби Йегуда бен Герим. Рабби Йегуда сказал: «Как прекрасны дела этого народа (римлян): они построили рынки, навели мосты, построили бани». Рабби Йосей промолчал. Рабби Шимон бар Йохай ответил так: «Все, что они делают, — они делают только для себя: они построили торговые центры, чтобы там можно было найти развратных женщин, бани — чтобы ублажать себя, мосты — чтобы собирать пошлину». Рабби Йегуда бен Герим рассказал об этом разговоре, и в конце концов он стал известен властям. Так сказали римские правители: «Йегуда, который хвалил, удостоится почестей, Йосей, который промолчал, отправится в изгнание, Шимон, который презрительно говорил о римлянах, будет казнен». Стало это решение известно рабби Шимону, и он долгое время скрывался со своим сыном в одном из домов учения, но из-за опасения, что об этом узнают, он спрятался в пещере. И произошло чудо: выросло там стручковое дерево и забил источник. Двенадцать лет они провели в пещере. Пришел Элиягу а-Нави, встал у входа и сказал: «Кто бы поведал бар Йохаю, что умер император и отменилось постановление». Когда они вышли из пещеры, увидел рабби Шимон, что люди пашут и сеют. Сказал он: «Как же они оставляют мир вечный (который открывает для человека изучение Торы) и занимаются делами будничными?» И куда бы они не посмотрели — все начинало гореть. Тогда прозвучал голос с небес: «Вы вышли, чтобы разрушить Мой мир? Отправляйтесь обратно в пещеру». Еще год провел рабби Шимон в пещере и, когда вышел из нее, обратил внимание на то, что сыны Израиля исполняют заповеди с большой любовью. Успокоилось его сознание» (Шабат,  33б). Рабби Шимон, выйдя из пещеры обосновался в Тверии. Было известно, что он тот человек, ради которого небеса делают чудо по первой же его просьбе. До последнего мгновения он продолжал раскрывать тайны Торы. В минуту, когда душа рабби Шимона ушла из этого мира, услышал рабби Аба голос с небес: «Просил он у Тебя жизнь, и Ты дал ему долгие дни на веки веков» (Тегилим, 21:5). Рабби Шимон умер 18 ияра — в 33-ий день отсчета омера. Люди из Ципори, где в это время находился Сангедрин, хотели, чтобы рабби Шимон был похоронен возле их города, и готовы были силой отобрать его носилки. Но отогнали их и похоронили рабби Шимона бар Йохай на горе Мерон, где находится пещера, в которой он провел 13 лет.

********************

Зоар

В последнем поколении (танаев) занимались «свечением небес». Только Рашб»и было разрешено раскрывать тайны учения и пока он был жив говорили ученики: «Открой уста свои и будут ясными слова твои», а после того, как умер Рашб»и говорили: «Не дай твоим устам ввести твою плоть в грех». (Зоар Ахарей мот 79а).

И была Шхина с ними.

Дополнения

И после разрушения Храма в разорении и запустении не стала земля Израиля менее любима, чем раньше. «То, что более любимо (Всевышним), то предшествовало всему остальному: Тора была сотворена раньше мира, потому что она любимее всего остального (Мишлей, 8:22).  Храм — потому что он любимее всего (Ирмеягу, 17). Земля Израиля сотворена прежде всего другого, потому что она любимее всего остального. До того, как сделал Землю и то, что рядом с ней и начало праха всей вселенной (Мишлей, 8:26).

Рабби Шимон бар Йохай был великим старцем, который был Израилю как глаза и поддерживал многих, потому что многие в те годы потеряли надежду. Многие оставили землю свою. «Сказала душа народа Израиля (Кнесет Исраэль) перед Всевышним. «Все страдания, которые приходят на меня от народов мира — это все потому, что я люблю Тебя? (Шир а-Ширим Раба, 2:14).

———-

С разрушения Храма сынам Израиля нужен бал свет для исправления и для будущего освобождения и через Рабби Шимона и товарищей его удостоились этого (Рамхаль Адир бемаром).

«Горе, если открою, горе если не открою» (Идра Зоар)

Эта книга такое же спасение, как ковчег Ноаха (Зоар Беалотха). мудрецы во время великих бедствий спасались в школе Рабби Шимон бар Йохай и произвели великие исправления в мире (Адир бемаром Рамхаль).

Счастлив ты Рабби Шимон, Благословен удел твой и удел твоих товарищей. Было открыто вам то, что не открыто никому из воинства небесного (Конец идра Раба).

Однажды шел Рабби Ицхак по дороге и встретил его Рабби Хия и сказал ему «Вижу я по твоему лицу, что пребываешь ты в высших жилищах (размышляешь о тайнах Торы)». И спрашивал Рабби Хия о скрытом в Торе, а Рабби Ицхак шел и отвечал ему (Зоар конец Аазину 222). Сказал Рабби Ицхак: «Когда мы сидели перед Рабби Шимоном, все говорилось в открытую и не нужно нам было ничего этого (скрывать идеи за именами и косвенными указаниями)». Сказал ему: «Не похож Рабби Шимон на других людей, потому что перед ним другие люди — как все пророки перед Моше Рабейну» (Там же 229). С тех пор не было дано с небес раскрыться словам Торы.

Счастливо то поколение, в котором раскроется эта книга (Тикуней а-Зоар 106).

Только в поколении Рабби Шимона было разрешено раскрыть великие тайны, и бывало говорил один человек другому» «Открой уста свои и засветятся слова твои. Когда умер Рабби Шимон, стали говорить: «Не давай устам твоим вводить плоть твою во грех» (Зоар Ахарей).

Тора Рабби Акива всегда была у раби Шимона на устах и в поколения он передал Сифри, комментарий на книгу Бамидбар и Дварим. Так же составил комментарий на Шмот — Мехилта Рашби. И остались из нее поколениям лишь небольшие отрывки.

Эта книга такое же спасение, как ковчег Ноаха (Зоар Беалотха). мудрецы во время великих бедствий спасались в школе Рабби Шимон бар Йохай и произвели великие исправления в мире (Адир бемаром Рамхаль).

Таблица Танаев
для просмотра кликнете на картинке

*

III.  Запись занятия 

* IV.  Вопросы к занятию 

  1. Какие две картины описываются в трактате Минахот, которые видит Моше, поднявшись на гору Синай?
  2. Что означает каждая из них?
  3. К какой школе принадлежит раби Акива: Шамай или Илель? Как это доказать?
  4. Кто из последователей раби Акива повторил его поступок? Кто предупреждал его о грозящей ему опасности?
  5. О чем спорили раби Йеуда и раби Шимон бар Йохай?

Раби Шимон бар Йохай сказал: «Земля Израиля обретается страданиями…» Что он имел в виду?

  1. Раби Йеошуа бен Леви: ожидал прихода Машиаха. Понял, что приход Машиаха зависит от раскаяния. Мог ли он ожидать, что активная борьба приведет к освобождению? Мог ли этого ожидать раби Шимон бар Йохай?
  2. Как с именем раби Шимона связано начало возвращения в Израиль в наше время?

* V.  Ответить на вопросы  (ответы в виде коментариев ниже)

14 thoughts on “Занятие 19. Период Танаев

  1. 1#Трактат Минахот)Моше видит …а).Всевышний заним.законами….Красной коровы(ритуальной нечистоты…символ очищения от грехов ..который необходим для функции..Храма,т.е.для полноценной Евр..жизни….(((по факту изготов…золотого .Тельца……нужно было очистиь мир…от неправ..понимания народом ….перед Дарованием Торы…..б)..Всевышний привяз…венчики к буквам….указывая на Дарование Торы (свет бесконечности))… 2 #р.Акива принадлежит к школе Шамая…док -во….борьба с языч…восстание против римлян…. #3…р.Йехуда……4#…Кач-во отношен..к римским властям…5#Изучение Зоар….. раби Акива во все видел проявление Божественной Воли….

  2. Спасибо за ответы. вижу, что мы поднимаем с Вами историко- философский палст. Помню, что история — Ваша профессия. Книгу Зоар постараемся затронуть.

  3. Спасибо за ответы, Мне трудно что-то дополнить. Надеюсь, что и время, и личности и проблематика начинают вырисовываться. Если не ошибаюсь, Вы говорили, что для Вас важна история. И это Ваша профессия. Тут мы с Вами поднимаем не только событийный палст, но и духовный.

  4. 3.Раби Акива как и Шимон бар Йохай принадлежат школе Шамая,призывая Народ к священной войне во главе с Машиахом(Бар Кохбой).
    4.Помимо поимённых учеников Раби Акивы его подвиг повторили 20 его учеников,схваченных и уничтоженных вместе с ним.
    5.Спор об отношении к покорителям.Их цивилизация служит ЗАКРЕПЛЕНИЮ Иудеи к Римской империи.
    2.С именем Шимона бар Йохайя связано возрождение Еврейского народа через раскрытую народу книгу Зогар и через школу Мудрецов,собравшихся в Цфате рядом с Его Могилой на Горе Мерон.

    • С Вашего разрешения дополню первые два вопроса:
      Всевшний занят законом красной коровы — очищение от ритуальной нечистоты после прикосновения к мертвому. Это говорит о тмо, что внизу заняты изготовлением золотого тельца. Всевышний готовит пути очищенияогт идолопклонства через Тору
      Всевышний сидит и привязывает венчики к буквам. Указывает на дарование Торы, наполненной светом бесконечночти (наполненной — условно). Это не может произойти сразую Только в поколении раби Акивы. Спасибо за ответы. Для меня Ваше активное участие очень ценно.

  5. 1, 2.Всевышний занимался проблемой закона о красной корове — пути очищения мира. Привязывал венчики к буквам: в Торе над ז ставятся черточки, обозначающие возможность связи с Всевышним. Такое понимание Торы дано будет в будущем раби Акиве.
    3. К школе Шамая: в трактате Хагига рассматривается вопрос о первичности неба и земли. Шамай на первое место ставил небеса, отсюда делался вывод о необходимости борьбы с языческими властями. Сам р. Акива более 30 лет готовил народ к борьбе с римлянами, в восстании участвовали его ученики, сам он был казнен в 135 г.
    4. Раби Ханина бен Тардион учил Торе, несмотря на запрет, и был сожжен. Йеуда бен Бава , несмотря на запрет, дал смиху пятерым мудрецам, и велел ученикам бежать, спасая свои жизни, когда их обнаружили римляне. Сам погиб на дороге между городами Уша и Шфарам.
    Вероятно имеется в виду Папус бен Йегуда, который пришел к р.Акиве с вопросом: стоит ли рисковать своей жизнью, изучая Тору, история этого в Вавилонском Талмуде.
    5.раби Йеуда и раби Шимон бар Йохай беседовали о вкладе римлян в в развитие Иудеи. Р. Йехуда отметил, что построены дороги, рынки, бани, и все это способствует прогрессу. Р. Шимон заметил, что строят римляне для самих себя, ублажают самих себя, прогресс еврейского государства их не интересует и испытывать благодарность не за что.

    Раби Шимон бар Йохай сказал: «Земля Израиля обретается страданиями…»
    Народ, выстрадав свое право жить на своей земле, вернется и заполнит, и возродит Землю Израиля, и возродится традиция изучении Торы. Он говорил, что Всевышний дал народу три дара и каждый необходимо выстрадать: право на изучение Торы, право на свою Землю, право мира и процветания на этой земле.
    1.Раби Йешуа бен Леви считал, что от всех напастей спасет изучение Торы, он был последователем Шамая, и считал необходимым избавление от языческой власти. Следовательно, поддерживал и активную борьбу. Шимон бар Йохай видел гибель героев восстания против властей и, вероятно, поддерживал их стремления борьбы с властями, для себя оставил путь Торы.
    2.Книга Зоар подобно ковчегу станет спасением народа в будущем, когда будет понята.

  6. В трактате Минахот говорится, что поднявшись на гору Синай Моше видит Всевышнего, занимающегося законом Красной коровы(очищение от ритуальной нечистоты) В это время внизу народ изготовил золотого тельца, то есть было необходимо очистить мир от неверных представлений перед Дораванием Торы. Также видел Моше, что Всевышний привязывает к буквам, символу нашего ограниченного мира, венчики, как связь с неограниченным высшим миром, через дарование Торы на новом уровне понимания через раби Акиву.
    Первый спор мудрецов Шамая и Илеля был о том, что превыше Небеса или Земля, или стоит ли покориться власти, чтобы выжить и сохранить хотя-бы ис корки духовности или бороться с ней, потому что духовность превыше всего, невозможность допустить равнодушия при осквернении Торы. Раби Акива, конечно, принадлежит к школе Шамая, потому что он подготовил восстание Бар Кохбы и после поражения, не смотря на запрет изучать Тору, собрал учеников и продолжал обучение.
    Его подвиг повторил Ханина бен Тардион, которому ппредсказывали Йосеф бен Кисма, что его сожгут вместе с Торой, я думаю, что он и сам это знал, продолжал обучать Торе.
    Раби Шимон бар Йохай спорили с раби Йегудой, есть ли польза от римского владычества, раб Йегуда видел пользу в достижениях римлян в виде постройки дорог, аквидуков и т. Д, а раби Шимон считал, что все, что они делают лишь для собственной выгоды, и что не может быть ничего хорошего, что сделано со злодейскими намерениями.
    Раби Шимон бар Йохай, считал, что земля Израиля даётся страданиями, думаю, потому что подарок Всевышнего, то что даётся легко, мало ценится, что только будешь достоин этой земли, если готов приложить усилия и страдать во имя.
    Мне кажется, что любой народ должен бороться за свою независимость, тем более это относится к еврейскому народу, которого Всевышний выбрал и любит особой любовью, и на помощь которого они всегда могут рассчитывать, но чтобы море нужен первый, кто войдёт в воду с верой в помощь Всевышнего.
    Сейчас “Зоар” доступна каждому еврею и даже не еврею. Это позволяет любому соприкоснуться с идеями раби Шимона бар Йохая, для которого изучение Торы и духовность были превыше всего.
    • Ещё раз большое спасибо за уроки, для меня лично они прокладывают путь и дают направление.

    • Спасибо за полные ответы. Даже трудно что-то добавить. Относительно борьбы: я с Вами согласен: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Но нужно учитывать, что иногда победа невозможна. И тут часто приходится многим поступаться, чтобы сохранить жизнь. Однако, есть принципиальные моменты, которыми поступиться невозможно и приходилось жертвовать жизнью. И понятно, что долгое пребывание под чужой властью разрушительно. Поэтому правило такое: как только открывается малейшая возможность, слеует устремиться в землю Израиля и приложить все усилия, физические и духовные, чтобы добиться свободы. Оценка, когда как точно поступить, очень сложная. Особенно, если от тебя зависит не только твоя жизнь, но и жизнь большого числа людей.

      • Поучительна ситуация, сложившаяся с середины (конца) девятнадцатого века. Необходимо было приложить все усилия для освобождения и заселения земли, но это не было сделано достаточно решительно.

  7. 1.Какие две картины описываются в трактате Минахот, которые видит Моше, поднявшись на гору Синай?
    В первой- Всевышний занимается законом красной коровы, во второй — рисует венчики буквам.

    2.Что означает каждая из них?
    Первая-очищение мира от неверных представлений.(Тора очищения для Моше)
    Вторая- восприятие Торы на другом уровне (Тора очищения и света для раби Акива)

    3.К какой школе принадлежит раби Акива: Шамай или Илель? Как это доказать?
    К школе Шамая. На примере спора о первичности неба и земли.Раби Акива придерживался мнения ,что небеса ,духовность предшествуют.

    4.Кто из последователей раби Акива повторил его поступок?
    Раби Ханина бен Тардион также вопреки запрету римлян собирал и учил народ.

    5.О чем спорили раби Йеуда и раби Шимон бар Йохай?
    О том как относиться к римским властям.

    Раби Шимон бар Йохай сказал: «Земля Израиля обретается страданиями…» Что он имел в виду?

    1.Раби Йеошуа бен Леви: ожидал прихода Машиаха. Понял, что приход Машиаха зависит от раскаяния. Мог ли он ожидать, что активная борьба приведет к освобождению? Мог ли этого ожидать раби Шимон бар Йохай?
    И раби Йеошуа бен Леви ираби Шимон бар Йохай считали,что невозможно жить под чужой властью.

    2.Как с именем раби Шимона связано начало возвращения в Израиль в наше время?
    Считается,»что изучение книги Зоар приближает полное освобождение сынов Израиля,их возвращение на родину и наступление нового времени»

    • Спасибо за ответы. Мне представляется, что ни раби Шимон, ни раби Йеошуа бен Леви не могли расчитывать на то, чтобы поднять восстание и победить. Но и оставаться под чужой властью для них было невозможно. Поэтому рождается надежда на спасение Всевышнего. Но как? Если народ вернется к идеям Торы и ее исполнению

  8. Какие две картины описываются в трактате Минахот, которые видит Моше, поднявшись на гору Синай?
    Что означает каждая из них?
    Первая агада рассказывает как Всевышний занимается законом о красной корове.Это означает, что Всевыш готовит пути очищения мира. Вторая Агада рассказывает о том, что Всевышний приказывает венчики к буквам Торы(связь ограниченного мира и бесконечного). Это такая Тора, которая будет дарована в будущем такому человеку, который сможет ее воспринять. Этот человек был раби Акива
    К какой школе принадлежит раби Акива: Шамай или Илель? Как это доказать?
    Шамая. Потому что в споре Илеля и Шамая, последний утверждал, что необходимо бороться с языческой властью (небо сотворено первым, духовный мир главный и им нельзя поступиться)
    Кто из последователей раби Акива повторил его поступок?
    Рабби Ханина бен Тардион. Он продолжал учить Торе, когда это было запрещено Римскими властями. За это его сожгли, завернув в свиток Торы.
    Кто предупреждал его о грозящей ему опасности?
    раби Иосиф бен Кисма (если правильно слышу)
    О чем спорили раби Йеуда и раби Шимон бар Йохай?
    Спор о пользе дел римлян. После чего р.Шимону пришлось бежать и 13 лет скрываться в пещере со своим сыном.Очень актуальны такие рассуждения, когда пытаются найти что-то положительного в делах, например, диктаторов.
    Раби Шимон бар Йохай сказал: «Земля Израиля обретается страданиями…» Что он имел в виду?
    Что-то не найду точного ответа в лекции. Думаю, это значит, что земля Израиля была дарована евреям, но с условием соблюдения заповедей, завета, кот был заключен на горе Синай.
    Раби Йеошуа бен Леви: ожидал прихода Машиаха. Понял, что приход Машиаха зависит от раскаяния. Мог ли он ожидать, что активная борьба приведет к освобождению? Мог ли этого ожидать раби Шимон бар Йохай?
    Я думаю,что борьба за освобождение во времена Шимона бар Йохая означала один из способов поддержания духа народа, а с другой стороны, послание будущим поколениям надежды на освобождение и пример духовной стойкости. Не Зря сегодня в Массаде солдаты приносят присягу на верность Израилю.
    Как с именем раби Шимона связано начало возвращения в Израиль в наше время?
    Я думаю, это связано с книгой Зоар. Я ее не читала. Надеюсь, Вы нам расскажете на следующем занятии.

Добавить комментарий