Занятие 15. Запись устной традиции. Мишна — примеры

*  Вопросы, рассматриваемые на занятии 

Мы продолжаем изучение третьей темы нашей программы — «ТЕМА 3. Устная традиция».

    • Связь письменной и устной Торы.
    • Выводятся ли законы из текста на основе логики?
    • Тосефта, барайта. Раби Хия.

  • Передача письменного текста Торы — как удалось его сохранить.
  • Два основных источника на сегодняшний день.
  • Начало Гемары.

*  Запись занятия 

*  Вопросы к занятию 

* Разделы и трактаты Мишны.

* Мишна содержит 63 трактата в 6 разделах (трактаты подразделяются на главы, а главы — на отдельные законы, каждый из которых называется как и вся книга — «мишна») (нажмите на картинку для просмотра в бОльшем разрешении или скачайте  и откройте файл «Шесть разделов.docx» в папке ниже):

Вопросы:

I. Что называется «Мишной»?
Варианты ответов:

  1. галахический комментарий к тексту Торы.
  2. короткие высказывания мудрецов, относящиеся к закону.
  3. Запись дискуссии мудрецов.

II. Когда была записана Мишна?

III. Почему было принято решение записать высказывания мудрецов, которые ранее запрещалось записывать и которые передавались только устно.

* Передача письменной Торы и традиции ее прочтения из поколения в поколение.

Скачайте  и откройте файл «01 Zapis Tory oglasovky.docx» в папке ниже (для просмотра и скачивания необходимо предварительно авторизоваться или зарегистрироваться).
Login to access file manager. Click To Login

*  Дополнительные вопросы  (ответы в виде коментариев ниже)

  1. Существует ли еще одна книга (не запись, а книга), которая на протяжении 3300 лет передавалась из поколения в поколения в неизменном виде с точными правилами прочтения.
  2. Что предпринял Эзра для того, чтобы не появились свитки с ошибками, при том, что многие писали свитки сами.
  3. Тора записывается на пергаменте, изготовленном из кожи животного, чернилами, приготовленными из естественных материалов. Пишут гусиным пером, чтобы не царапать пергамент. Почему в синагогах не читают по печатным изданиям, даже, если нет свитка Торы? Ваше мнение.
  4. Принцип веры Рамбама об истинности письменного текста Торы. Какие внешние причины могли побудить его включить его в основные принципы веры. Учтите, в какой среде он жил.
  5. Можно ли предположить, что раби Акива инициировал также движение, направленное на сохранение текста Торы и традиции его прочтения в изгнании?
  6. Когда была разработана система обозначения огласовок?
  7. Семья бен Ашер, хранившая традицию, действовала в Тверии, начиная с 8го века. Что могло побудить Аарон бен Ашер составить свиток с огласовками, включая пророков и писания?
  8. Какие два свитка с огласовками существуют на сегодняшний день? По какому из них выполняются печатные издания с огласовками и знаками кантиляции?

*  Ответить на вопросы  (ответы в виде коментариев ниже)

15 thoughts on “Занятие 15. Запись устной традиции. Мишна — примеры

  1. 1.Мишна это краткие высказывания мудрецов к закону.
    2.Записана начало 3 века н.э
    3.Необходимость записи возникла в связи с историческими событиями, что бы не утерялось, что бы не привносились изменения и дописки.
    Дополнительные вопросы:
    1.Другой не существует! Ашем знает кому вверить свое Слово!
    2.Эзра ввел свирение всех свитков с эталоном!
    3.Когда человек пишет Тору он творит и этим уподобляется Творцу и соединяется с ним, ведь мы созданы по Его подобию.Важно чем наполнен сосуд человека и его намеренье.Человек при написании задействует физ.и дух. силы и какие эти силы и какие намеренья, очень важно!Человек пораждает дух при написании.
    4.Смотря на мусульманское окружение и их влияние ,в котором жил Рамбам, он особенно хотел подчеркнуть истенность Торы.
    5.Акива способствовал сохранению традиции и Торы.
    6. 6 век.
    7.Аарон бен Ашер записал текст с огласовками потому что было все меньше и меньше людей которые владели традицией правильного прочтения Торы.
    8.Арам Цова и Питерский свиток.Печатные сверяюся по Арам Цова, которыф находится в Израиле.

  2. 1.галахический комментарий к тексту Торы
    2.Мишна записана во 2 — н.3 века н.э., редактировал Иехуда ха-Наси
    3.Необходимость записать возникла в связи с потерей Храма, пленением многих тысяч знатоков традиции, римскому завоеванию при котором уничтожалось иудейство. Мишна вобрала в себя законы галахи, агаду, мидраши, правила основных сторон экономической жизни общества.
    ВОПРОСЫ:
    1.Нет
    2.Эзра предписал относить все свитки в Храм, чтобы специалисты выверили правильность написания свитка. Для этого, в частности, им был создан фонд при Храме, из которого выплачивалось вознаграждение проверяющим свитки.
    3.Не знала, что в синагогах не читают по печптным изданиям.. Вероятно, чтобы сохранить аутентичность, дух Торы. Поскольку принято признавать сакральную связь букв и духовного мира.
    4.Рамбам признавал безоговорочность веры в то, что все сказанное пророками — истина. И Тора, полученная Моше рабейну на Синае — дар Всевышнего. Моше переписал и передал каждому из колен свиток Торы для сохранения и умножения свитков, поэтому РАМБАМ считал необходимым сохранить это наследие.
    Мусульманская оккупация в Испании, где жил РАМБАМ, крестоносцы в Иерусалиме, — все это способствовало разрушению традиции.
    5.р.Акива жил в период разрушения Храма и захвата Иерусалима крестоносцами. Своей задачей он видел вогсстановление Храма и возвращение независимости страны, что невозможно без сохранения Торы. Изменение буквы в тексте Торы он приравнивал к искажению мира. Накай, взял на себя обязанность в Вавилонском изгнании сохранения традиции написания и толкования св. текстов, как и р. Акива он видел в этом условие сохранения Мира.
    6.начиная с 6 в.н.э. по 10 в.н.э.
    7. Чтобы не потерять аутентичного прочтения.
    8.Арам Цова и Ленинградский свиток. Печатные издания сверяются по Арам Цова.

    • Благодарю за очень правильные ответы. Один момент хотелось бы уточнить. Запись Мишны началась через 150 лет после разрушения Храма. (68 — 220). После разрушения Храма была создана школа в Явне, кот. фукционировала 60 лет. Вопрос о записи устной Торы там не ставился. Скорее повлияло восстание бар Кохбы (132 — 135 гг). Раби Акива первый начал подготовку устной Торы к записи. Преследования после восстания на протяжении 25 лет и жестокость римской администрации даже после того, как римляне начали развивать провинцию Йеуды, не позволяли продолжить работу по записи устной Торы. Ученики раби Акива каждый делал это самостоятельно, как мог. Завершение этой работы требовало привлечения большого числа людей и средств. Такая возможность открылась Возможность появилась, в период правления Марка Аврелия, когда главой санэдрина был Йеуда аНаси. В Ваших словах есть большая доля правды, но уточнение, мне кажется необходимо. Еще раз спасибо.

  3. рав Зеев, я уже было собралась искать информацию о такой книге ) Спасибо, Ефим уже ответил.
    Эзра ввел обязательную проверку свитков,причем переписчикам, которые приносили свитки на проверку, полагалась плата за это.
    Почему напечатанную не читают. Честно говоря, мы с друзьями посоветовались и решили, что потому что только свитки проверяются. Или же потому что написание другое?
    В четвертом вопросе Вы нам дали подсказку. Т.к. Рамбам жил в окружении других культур и религий и сама ситуация в еврейских общинах, располагающихся на территории исламских государств или христианских побудили Рамбама включить это в принципы веры. Мне так кажется.
    Я думаю, что та работа, кот проделал раби Акива, по созданию Мишны, кот помогала сохранить традиции и изучение Торы и есть то движение, кот направленно на ее сохранение в изгнании.
    Честно говоря, чтобы ответить на все вопросы, мне нужно было прослушать лекцию не один раз ( за что Вам большое спасибо). Насколько я поняла, текст с огласовками был записан в Тверии в 10-11 вв.
    на 7 вопрос у меня нет ясного ответа
    8. один свиток из Сирии другой у нас в Петербурге )

    • Спасибо за ответ.
      Относительно печатного издания. Сегодня все печатные издания сверяются с текстом свитков. Последнее время проходят компьютерную проверку. Часто ставится пометка: «Сверено с Масора (свиток Арам Цова).» Так что печатные издания точны. Дело в том, что кроме рациональных соображений, есть еще дух книги. Он передается гораздо сильнее при чтении по свитку. Интересный закон: если написал идолопклонник по всем правилам — пользоваться нельзя, а если идолопоклонники отпечатали книгу — пожалуйста. А если еще и проверить — так вообще нет проблем. Это свидетельствует о духе, кот. передается при чтении свитка на пергаменте.
      На 7 вопрос. Связано с улучшением отношений с мусульманами в 8 веке. Сразу началась подготовка записи. Она заняла несколько десятков лет. Расчет был правильным, так как временное улучшение отношений закончилось в начале одинадцатого века.
      Сирийский свиток, напомню, называется Арам Цова.

  4. 1.Тора единственная
    2. Эзра постановил, чтобы все переписанные свитки приносились в Храм на проверку.
    3.Я думаю, что в синагогах читают по свитку, потому что тогда слова «Вот Тора, данная Моше сыновьям Израиля» соответствуют действительности, это та самая Тора без каких-либо изменений.
    4. Рамбам жил во времена крестовых походов, конфликтов между христианством и исламом, принуждением евреев оставить веру, насилием или «интеллектом»» уподобить свою ложь» новому закону» Как пишет Рамбам, что в это время у еврейского народа ослабела вера, возникла путаница понятий, дрогнули сердца, одолеваемые сомнениями.
    5.Думаю,что да, так он заботился о сохранении передачи Устной Торы, он стал примером для сохранения традиции передачи письменной Торы тоже.
    6.В 6 веке.
    7.Во времена галута трудно созранить все правила написания текста только устно, тпоэтому, чтобы избежать ошибок в дальнейших копиях Аарон бен Ашер и другие мудрецы Масоры записали свиток мо всеми огласовками.
    8.Существуют 2 свитка :Ленинградский и свиток Арам цова. При печатании, в основном, исрользуют свиток Арам цова.

    • Спасибо. Все очень точно. Добавил бы по четвертому пункту: Рамбам жил в мусульманском окружении, а мусульмане настаивают на том, что евреи исказили Тору, кот. получил Моше и внесли в нее целый ряд изменений.
      По 6 пункту. В 6 веке стали пользоваться огласовками интенсивно. Но сами обозначения разработал еще Эзра. Для нас это не имеет принципиального значения.
      По 3 пункту. Согласен. Хотелось бы добавить, что текст, записанный на пергаменте, по определенным правилам, передает дух традиции, тянущейся от горы Синай. Текстом, написанным по всем правилам иудео-христианином (наиболее встречающийся пример) нельзя пользоваться. Все то же самое — дух не тот. Очень важно, что ответили.

  5. 5.Будучи Идейным вдохновителем восстания Бар Кохбы,назвав его Машиахом и в рядах которого было 20000 его учеников,Раби Акива вполне мог предвидеть его исход и готовиться к дальнейшему галуту,как предвидел(после разрушения Храма и Иерушалайма его предшественник Йоханан бен Закай(собрав в Явне всех оставшихся мудрецов и создав там йешиву).
    6.7.Огласовки были разработаны в 10 веке для сохранения единства чтения и восприятия текстов Торы и Танаха в синагогах разных еврейских общин,заменявших службу в разрушенном Храме.
    8.Из Вашей последней беседы -существуют два свитка с огласовками и кантилляцией(правилами его чтения),Арона бен Ашер и Моше бен Нафтали(Дамасский и Денинградский).

    • Напомню, что свиток Арам Цова находится в Израиле.
      Очень правильное сравнение раби Акива и Йоханан бен Закая. Оба спасли Тору в критической ситуации. Однако разница между ними: Рабан Йоханан бен Закай был готов поступиться независимостью и Храмом ради спасения Торы, раби Акива был готов поставить под угрозу сохранение Торы ради попытки обрести независимость и восстановить Храм.

  6. 1.Тора-уникальная книга в Человеческой Истории,передающаяся в оригинальном написании и ставшая Книгой Книг.Перевод её (в рамках ТАНАХа) на языки Мира, начиная с греческого и кончая славянским(для которого специально была разработана кириллица Кириллом и Мефодием) было духовным событием в жизни народов.Перевод её на европейские языки Лютером и его сторонниками привели к протестантизму в католическом христианстве.
    2.Эзра узаконил изменение шрифта с исходного на округлый и ввёл обязательную проверку свитков в Храме.
    3.Чтобы быть ближе к Оригиналу, записанному Моше на Горе Синай от Творца.Когда в синагоге после чтения свитка Торы его поднимают вверх,все показывают на него,произнося-Вот Тора,которую Моше передал сыновьям Израиля,по велению Господа,рукой Моше.
    4.Рамбам жил в золотой век Ислама и крестовых походов христианства на Святую Землю.В письме к йеменским евреям он подчёркивал рукотворность учений ислама и хр-ва в отличие от Б-жественного Источника Торы.В смутное время 12 века,когда гонимые в галуте евреи жили в христианских и исламских странах,Рамбам,будучи духовным Главой своего поколения(к которому непрерывно обращались еврейские общины по разным вопросам еврейской жизни), сформулировал свои знаменитые 13 Принципов Веры.

Добавить комментарий