Участие в программе

 Онлайн лекции проводятся по понедельникам, в 20:00, вр. изр.  Участникам нужно зарегистрироваться перед входом в эту конференцию https://lilmod.zoom.us/meeting/register/uJElf-GoqT4ozDiXP8D2tz8_Nwv_escAng 

Подписаться на новостную рассылку программы

Мы открываем 2-й год образовательной программы «Израиль и человечество».

 Тема 2-го года обучения – «Мудрость и галаха Талмуда».

 Цель: Знакомство с кругом законов Торы и проникновение в их смысл на основе Талмуда.

 Задача познакомиться с Талмудом, а также обратить внимание на то, что он оставил в стороне.

Вот, например, в трактате «Брахот» Талмуд начинает с вопроса, с какого времени следует читать отрывок из Торы «Шма Исраэль» (Слушай Израиль). Но не говорит о том, с какой целью дана эта заповедь, установлена она Торой или мудрецами. Что должен представить себе человек, когда он утверждает, что Бог один. Единовластный правитель? Его собственное свойство абсолютное единство? Другие варианты? Почему этот отрывок следует произносить утром и вечером, а не в середине дня. Возможно, на эти вопросы можно найти ответы в самом же Талмуде, но они не приведены в одном месте. Мы постараемся рассмотреть эти вопросы.

Мы также откроем трактат Шабат. И постараемся представить себе не только законы субботы, какие действия разрешены и какие запрещены, но и их смысл. Талмуд нам поможет. И, как всегда, не только тем, что он раскрыл, но и тем, что оставил в стороне. Вот, например, почему можно (это не соответствует духу субботы, но все же не запрещено Торой) перетаскивать мебель из комнаты в комнату и даже с этажа на этаж, но нельзя чиркнуть спичкой. Абсурдно? Только в том случае, если мы не задумываемся над смыслом закона. Талмуд нам поможет, если мы внимательно отнесемся к нему.  Надеюсь, соблюдение субботы обретет для нас более глубокий смысл.

Уделим внимание праздникам. О них говорится в разделе «Моэд». Вновь мы сталкиваемся с формальной стороной закона, и лишь по крупинкам можно собрать высказывания, разъясняющие смысл. Как построить сукку… Очень важно.  Но ведь она является символом мира, такого, каким он должен быть. А четыре вида растений? Ну да, мы все слышали про то, что они символизируют единство разных групп народа… Это на уровне «мидраш» — рассказать что-либо поучительное. А если попытаться приоткрыть суть вещей? Получится ли у нас? Мы попытаемся. Также и трактат «Йома», рассказывающий о законах Йом Кипура. Говорят, что «козел отпущения» самый непонятный закон в Торе. А мы попытаемся понять! Тоже касается и «красной коровы». И здесь мы постараемся пробиться.

Есть у нас и трактат Талмуда, посвященный кашруту – «Хулин». Конечно, можно ограничиться выбором продуктов в супере с нужными печатями. Но мы постараемся представить себе, в чем отличие животных и рыб, разрешенных для употребления в пищу от тех, что запрещены. Нет, не только внешние признаки, но и смысл запрета есть определенные живые существа. Оказывается, что корень проблемы восходит к греху первого человека.

Если успеем, заглянем в трактат «Минахот». Он посвящен жертвоприношениям из злаковых. Но мы не будем заниматься этим частным вопросом, а обратимся к тем листам, где рассказывается о буквах, о законах мезузы, о талите и тфилине. Форма букв – интереснейшая тема. А там еще и масса Агадот…

Кстати, об агадот – они будут нашим непременным спутником и даже путеводителем по всем трактатам Талмуда.

—————————————————

С началом 2-го года программы напоминаем о денежном участии и просим всех участников оказать нам посильную помощь. Номинальная месячная плата участника составляет 15 долларов или 100 дол. за год.

Реквизиты для оплаты участия:

  1. Paypal — paypal.me/OrotYerushalaim
  2. Международная карта — https://www.jgive.com/new/en/ils/charity-organizations/1117
    2. Россия, карта Сбербанка 4276 3801 2694 5570
    3. Украина —  номер карты  5168 7422 2503 2154
    4. Яндекс Деньги — 410012630373107
    При оплате просьба указывать назначение платежа — «для Мешкова»

Два новых курса “Гора и Храм в Иерусалиме – история, святость и современность», Меир и Аня Антопольские («Место Встречи»)”. “Тайна Еврейства” рава Иеhуды Леона Ашкенази (Маниту), Нехама Симанович; Подробно, запись >>